Ижевский Джип Иж-14 (Эксперeментальная модель)

В 1970 году на ИжМаше был начать эксперимент по созданию легкового внедорожника. Первый опытный образец назывался Иж-5. Но это был пробный вариант, на базе которого в 1972 году был создан первый в мире паркетный внедорожник Иж-14

Именно ИжМаш был пионером в этой области (ВАЗовская Нива появилась чуть позже). Уникальность Иж-14 заключалась в том, что это был не джип, а легковой полноприводный автомобиль с укороченной колёсной базой и увеличенным дорожным просветом, и главное отличие было в том, что это был автомобиль с несущим кузовом (все внедорожники в то время имели рамный кузов). Фото с форума сайта www.talks.guns.ru.

Это был совершенно новый тип автомобиля, ничего подобного в мировом автомпроме на тот момент не существовало. Но к сожалению Иж-14 так и не дошёл до конвеера. Главная причина, возможно, кроется в том, что ИжМаш принадлежал министерству обороны, для которого на первом месте стоял вопрос создания военной техники. Вторая причина заключалась в слабой технической базе. Иж-14 создавался на агрегатах Москвича-412, которые никах не удавалось унифицировать под полный привод. Уфимский 1.5 литровый двигатель был явно слабоват для клёсной формулы 4×4. Было совершенно ясно, что для этой модели нужно было создавать совершенно новую базу и новый двигатель, но руководство МинОборны небыло заинтересовано в этом. К тому-же в то время в стране была плановая экономика, т.е. решение о разработке и финансировании новых моделей решалось «наверху». Чиновники из Госплана решили, что выпускать сразу два паркетных внедорожника непозволительная роскошь для страны. К тому-же на Украине на Луцком Автозаводе создавался свой мини-джип Луаз-967 (c 1979 года Луаз-969М).

В результате на ходовых испытаниях на дмитровском полигоне в 1974 году, государственная комиссия отдала предпочтение ВАЗовской Ниве (ВАЗ-2121), которая по многим параметрам превосходила ИЖ-14. Финансирование Иж-14 свернули. Та-же учесть постигла и передне-приводный хэтчбек Иж-13. Ижевскому заводу было «предписано» продолжать выпуск заднеприводных моделей. В итоге все лавры первого в мире паркетного внедорожника достались ВАЗовской Ниве.