Первый Русский Автомобиль

Первый русский автомобиль родился в Петербурге в мае 1896 года и впервые был показан на  Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в июне того-же года. Машина с двухместным кузовом весила около 300 кг и развивала скорость до 20 км/ч. Первое сообщение в прессе об этом событии появилось 8 июля 1896 г. в петербургской газете «Новое время». Создателями первого отечественного безлошадного экипажа стали два петербургских изобретателя — отставной лейтенант военного флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе. Одному принадлежал основанный в 1891 году на Большой Спасской улице (в С-Петербурге) «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева» (ныне завод «Вулкан»), другому — Акционерное общество постройки экипажей «Фрезе и К°" в доме 10 по Эртелеву переулку (ныне М.Морская улица, С-Петербург) Е. Яковлев взялся изготавливать двигатель с одним горизонтальным цилиндром мощностью около двух лошадиных сил, и трансмиссию (двухступенчатую коробку передач и дифференциал). В этом он опирался на опыт К. Бенса, как и другие создатели автомобилей того времени Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, США.

Интересный факт

На ранней стадии автомобилестроения наряду с автомобильными заводами возникают и кузовные. Большинство заводов выпускали только шасси и покупатель, приобретая шасси, отдавал его на экипажную фабрику, где в соответствии с его пожеланиями изготовляли „кароссери“ — так назывались тогда кузова. Свидетельством высокой оценки русских кароссери служит отчет о IV Международной автомобильной выставке проходившей в Петербурге в 1913 году. Среди ее экспонатов на  стенде№29  были представлены пять автомобилей „Мерседес“ с кузовами петербургской экипажной фабрики „Брейтигам“. В ряду других экипажных фабрик ведущие место занимали такие петербургские фабрики как предприятия „Фрезе“, „Победа“, «П.Д. Яковлев», «Отто» «Пузырев».Кузова русских фабрик не раз отмечались высшими наградами на международных автомобильных выставках 1907-1913 гг. в России. На первой из этих выставок в 1907 году большой золотой медалью награждены кузова фирмы «П.Д. Яковлева» Изо  все этих экипажных фабрик лишь «Фрезе и К°" сделала попытку организовать выпуск легковых и грузовых автомобилей. С  1901 по   1904 гг. она изготовила несколько десятков машин с двигателем и трансмиссией „Де Дион Бутон“, испытал экспериментальный тролейбус и автопоезд с электротрансмиссией. Но слабость производственной базы не позволило развить начатое дело.

В 1909 г. был заложен „Русский автомобильный завод И.П. Пузырева“. Его основатель задался целью поставить дело так, чтобы русское производство не было бы только названием, а было бы действительно русским "…завод вырабатывал самостоятельно все автомобильные части из русского материала, русскими рабочими и под руководством русских инженеров“. Вторая задача  создать автомобиль отвечающего требованиям передвижения в России, применительно к особенностям наших дорог. В 1911 г. основная модель завода обозначалась "28-35», в 1912 г. «А28-40» была довольно проста по устройству, имела большой запаc прочности и была несколько тяжеловата. Ее отличал высокая проходимость, дорожный просвет составлял 320 мм. и ряд других новшеств. На автомобилях Пузырева впервые в мире все передачи в трансмиссии включались кулачковыми муфтами — изобретение завода, защищенное привилегией. Рычаги переключения передач размешались уже не снаружи кузова, а внутри его, картеры двигателя, коробки передач и дифференциала были отлиты из алюминия, задний мост имел полуоси полностью разгруженного типа.
Рабочий объем двигателей был до 6325 см3, а мощность до 40 л.с. На IV Международной автомобильной выставке в Петербурге весной 1913 г. И.П. Пузырев экспонировал три машины — открытую с семиместным кузовом торпедо и закрытую с пятиместным кузовом лимузин — обе 40-сильным двигателями, , а также спортивное шасси с верхнеклапанным двигателем.

Источник: www.autodux.ru